ГЛАВА 20. ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКОМ БОГАТ
(из книги Виктора Бирюкова)

Наверное, ни одному исследователю, погружающемуся в дебри этнографии, не удавалось миновать феномен еврейства.

Евреи

По всему миру многочисленные антисемиты, редкие юдофилы, да и сами евреи пытаются понять: каким образом народ сохранился в изгнании на протяжении почти 2000 лет? Кратко изложу свою версию, поскольку она имеет некоторое отношение к теме данного труда.

Есть два способа официально стать евреям – вплоть до получения израильского гражданства и «корзины абсорбции», то есть подъемных, которые еврейское государство выплачивает репатриантам. 1-й способ: евреем считается всякий, кто докажет, что его мама – еврейка; папа при этом может быть кем угодно. Как-никак, у материнства всегда найдутся свидетели, в то время как отцовство даже по анализу ДНК установить непросто (пробу для анализа для начала надо у кого-то взять). Вот почему евреи никогда не бросали детей, от кого бы тех ни произвели на свет еврейские женщины; все эти дети с рождения считались законными евреями!

2-й способ: любой индивидуум, независимо от национальности, вправе принять иудаизм, выдержав перед раввинским судом экзамен на знание иврита и религиозной литературы, а главное – на соблюдение бессчетных заповедей и ограничений. Еврея ведь не спрашивают: «Веруешь ли?». Твердо ответив «Да», он нарушит заповедь «Не сотвори себе кумира». Чувствуете тонкую материю? Поскольку Бог не обнаруживает своего присутствия в мире, человек, абсолютно уверенный в существовании Бога, – фанатик. А это никуда не годится! Даже Бог не должен становиться кумиром, ибо такая ситуация подобна идолопоклонству. В Талмуде прямо сказано: лучше забыть Меня, чем не соблюдать Мой закон. Поэтому еврея спрашивают: «Соблюдаешь ли?». Прежде всего имеют в виду бытовые ограничения вроде воздержания от пельменей со сметаной: запрещено смешивать молочную и мясную пищу, ее хранят в разных холодильниках, имеют по две мойки, раздельные шкафчики с посудой и т.д. На первый взгляд, скрупулезное следование запретам – тоже сотворение кумира, а? Дело, однако, в том, что придерживаться бессмысленных ограничений на 100% не по плечу никому. К примеру, в субботу – шаббат – запрещена любая работа, нельзя даже... отбрасывать тень. Изощренный уход от язычества – никаких кумиров!

А вы думаете, каким образом негр Каперс Фанни – двоюродный брат знаменитой американки Мишель Обама – трудится в США... раввином? Именно так: сдав экзамен, стал евреем. Тем же путем пошла хазарская верхушка, когда в конце VIII века принялась исповедовать иудаизм; позднее ту же религию приняла у хазар и часть народной массы (в ту пору пройти гиюр было несложно, за исключением обрезания, которое сегодня взрослым мужчинам проводят под общим наркозом).

С распадом Хазарского каганата в X веке составлявшие его племена (родственные хунну, монголам, татарам) частью растворились среди окружающих народов, а частью откочевали в западном направлении. В конце концов многие хазары добрались до территорий будущих Украины, Белоруссии, Литвы, Польши, Венгрии, где повстречали единоверцев. Этих «доподлинных» и очень немногочисленных евреев (так называемых сефардов) пришельцы ассимилировали, дав начало всему восточноевропейскому еврейству – так называемым ашкеназам. Данная тема достаточно раскрыта в книге английского писателя-философа Артура Кестлера (1905–83) «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие». Если же хазарский след отвергнуть, то «не сойдется арифметика»: средневековые европейцы повыбили потомков палестинских евреев в таком количестве, что многомиллионной массе ашкеназов неоткуда было взяться.

Как видим, оба способа дополняли друг друга, а посему и продемонстрировали поразительную эффективность. На протяжении всей истории евреи так или иначе пополняли свои ряды, подпитываясь свежими кровями.

Думается, еврейское народосбережение предуготовилось долгими веками единобожия, начавшегося еще с библейских пророков. Все исчезнувшие в веках современники евреев, обладавшие к тому же собственными государствами, исповедовали многобожие: хетты и хурриты, древние египтяне и древние греки, даки и скифы, этруски и римляне (принятие последними христианства произошло слишком поздно)... Между тем армяне первыми в мире сделали христианство государственной религией – и уцелели.

Язычники гораздо веротерпимее монотеистов и обычно готовы принять к себе других поганцев (покоренные племена, например), а в свой пантеон – компанию чужих идолов. Вспомним хотя бы митраизм, заимствованный римлянами у персов. А конфессиональное разнообразие в Монгольской империи, где все молились, кому душа желала, участвуя порой в отправлении нескольких культов параллельно? В этом зыбкая суть политеизма: богом или духом больше, богом или духом меньше, – какая разница!

Зато монотеизм с его четкими рамками в условиях высокой миграционной турбулентности словно консервирует народы. Вряд ли арабы с персами сохранились бы до наших дней без ислама. Продолжая поклоняться Хорсу, Перуну, Власию, Руевиту и прочим истуканам, русские также сошли бы с исторической сцены; нашу долгую судьбу предопределило своевременное крещение.

Отныне чтобы стать русским, требовалось лишь принять православие, и власти довольно успешно занимались миссионерством. Так, мордву заманивали в прозелиты существенными льготами: трехлетнее освобождение от податей, предоставление в оброчное владение земель, лесов и рыбных ловель.

«Уже по "Переписной книге 1696 года стольника и воеводы С.Ф. Грибоедова мордовских деревень Алатырского уезда" прослеживается попытка властей создать среди некрещеной мордвы очаги православной веры, – подмечают Марискины. – Для осуществления этих задач правительство шло на создание отдельных поселений из мордвы "новокрещен", а также деревень совместного проживания русских и мордвы... Ничто не оказывало такого большого влияния на изменение традиционных устоев мордвы, как совместное проживание с русскими, смешанные браки с русскими и христианизация».

Среди «деревень совместного проживания» – и нынешний Ардатов (в ту пору сходцы называли этот гуннский Ордас селом Новотроицким), и село Троицкое (из храма которого произойдет фамильная наша икона), и Атяшево (главная восточная ставка Аттилы!), и другие населенные пункты бывшего сердца Гуннии. За последующие 300 лет мордва была практически ассимилирована.

«К началу XXI века большая часть мордвы перестала осознавать свою групповую принадлежность. В ходе переписи 2002 года только 49,6 тысячи человек записали себя мокшой и 84,4 тысячи человек – эрзей (причем почти все они живут в самой Мордовии)», – сказано в энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Ассимилирована – значит, влилась в русский народ. Но мордва – это только один-единственный пример, наша кровь подпитывалась многими десятками наций. А какое жуткое перемешивание происходило при освоении Сибири, где поначалу вообще не было славянских женщин!

«Казаки женились на крещенных инородках, продавали их другим, снова женились, – пишет историк А.П. Васильев из Забайкальского казачьего войска. – Они имели по жене в различных волостях, куда ходили для ясачного сбора. Случалось, что из России приедет жена к казаку, а он уже был женат на инородке. Отвозя казну в Москву, они снова там женились, а привезши женщин в Сибирь, продавали их товарищам... Не лучше были и воеводы».

Инородки – это в данном случае монголки, бурятки, тунгуски. Все они рожали казачьих детей, которых со временем зачисляли на службу, таков был порядок; иными словами, национальность устанавливалась по отцам. Ну как тут о чистокровных русаках рассуждать? Слава богу, в Киевской Руси никому в голову не пришло по матерям восточнославянскую принадлежность определять. Иначе не разметались бы русские на шестую часть суши, численности бы не хватило; и так-то с трудом казачков по всем сусекам наковыривали!

Но и «второй еврейский способ» народосбережения – прозелитизм – в эпоху экуменизма и атеизма морально устарел. Короче говоря, не все, что пригодилось евреям, может принести пользу народам с иными историческими путями. Помните: «Другие страны созданы для тех, кому быть русским не под силу»? Кто это сформулировал? Уфлянд Владимир Иосифович (1937–2007). В той же энциклопедии он назван «русским поэтом-эссеистом». А сколько всего в нашей литературе таких вот русских-прерусских?

Есть исторические данности, которых никак не исправить. Рассеянные по миру восточноевропейские евреи нередко возводят свои генеалогии к библейским царям, хотя кровно практически не связаны с народом, создавшим Священное писание. Тем не менее, ООН отдала под Израиль часть Палестины, а не Астраханскую область, где в дельте Волги находилась хазарская столица Итиль. Нацисты не знали, что уничтожали потомков тюрков, которые вполне случайно приняли религию «губителей Христа». Что ж теперь поделать, если даже одного человека со времен Иисуса воскресить не удалось...

Глобализация неотвратима, но при этом несовместима с продолжением национального строительства на основе кровного родства либо религиозного единообразия. Вот почему мне по душе опыт сбережения и преумножения народа, накопленный на другом краю земли – в Западном полушарии. Население большинства стран Америки представляет собой потрясающий коктейль из сильно метисированных потомков всех больших рас – европеоидов, монголоидов, негроидов. Невзирая на резкие генетические отличия, называются все они одинаково: американцы, аргентинцы, боливийцы, венесуэльцы, гватемальцы, колумбийцы, кубинцы, мексиканцы, никарагуанцы, панамцы, парагвайцы, сальвадорцы, эквадорцы, извините, ежели кого-то забыл!

Чем дальше, тем сильнее они перемешиваются внутри самих себя – гомогенизируются. Лет через сто самым распространенным антропологическим типом в Новом Свете станет, вероятно, светлокожий негр с раскосыми глазами и изящным носом. Глупейшая с виду политкорректность, когда главные роли в фильмах старательно делятся между черными, желтыми и белыми артистами, дает не такие уж дурные всходы!

С расширением Евросоюза резко ускорилась гомогенизация населения и в Старом Свете: поляки женятся на француженках, румынки выходят за ирландцев. Если добавить сюда гены «понаехавших» из Китая, Индии, мусульманского мира и Африки, смесь со временем начнет напоминать «напиток» по-американски, хотя спрогнозировать внешность будущего европейца, наверное, труднее.

Каким же быть дальнейшему народостроению русских? В информационном обществе, сжавшемся до размеров глобальной деревни, национальности явно устарели. Национализм, полыхнувший в XIX веке по всему свету, в прошлом столетии получил кульминационное продолжение в различных формах фашизма (от немецкого до кхмерского и зимбабвийского), чем полностью себя дискредитировал. Лишь благодаря безответственным политиканам этот анахронизм «пророс» в наш XXI век и продолжает приносить свои отвратительные плоды.

В дни, когда технологическая реальность (Интернет, видеофония и т.п.) переплюнула все вымыслы фантастов, ослаб и религиозный клей. Опыт Америки и Западной Европы убеждает, что сегодня главенствующее значение для общества имеет его привязка к пространству, но никак не к генотипу. Несмотря на возросшую межконтинентальную мобильность населения, абсолютное большинство семейных пар возникает и проживает до конца дней своих в конкретных ареалах – территория выше национальности!

Поэтому и наш этногенез должен идти по принципу уймонских староверов «человек человеком богат»; о нациях же – ни слова. Сверхзадача состоит в создании единой общности россиян приблизительно в границах былой Российской империи. Помните, конституция 1977 года раструбила о возникновении «новой исторической общности людей» под именем «советского народа»?

Почтовая марка 1977 года

Чистой воды оказалась имитация: спустя всего 8 лет после бровастого лидера исчез и выдуманный его пропагандистами советский народ.

А ведь сама идея была прекрасной, правильной – сейчас самое время заняться ее реализацией! О схеме объединения восточных славян выше сказано достаточно. По мере ее обкатки на гражданах Украины и Белоруссии легкий доступ в российское подданство следует распространить на жителей Молдавии, этногенез которых шел с активным участием славян. Далее в процесс вовлекаются народы Средней Азии и Закавказья с последующим добровольным включением их стран в пределы РФ.

Вы решили, будто та же Грузия утрачена навсегда? Ничего подобного! Достаточно предоставлять грузинам гражданство РФ «по требованию» (без квот, издевательств, вымогательств), и волна народного гнева на ближайших выборах сметет любое антироссийское правительство в Тбилиси – вместе с бредовыми грезами о НАТО и Евросоюзе. С грузинами как раз-таки проще всего, они ж православные. Мне даже кажется, у них из-за этого с собственной государственностью не заладилось: на ментальном уровне невозможно понять, отчего православная Грузия должна выйти из состава православной России. Зачем переть в атаку на осетин с абхазами, генацвале? Получай ИНН, устраивайся на работу, будь полноправным россиянином и шли свои кровно заработанные в Грузию, если хочешь!

В абсорбции «понаехавших» к нам «постсоветских» мусульман огромную помощь может оказать церковь. Вы слышали когда-нибудь, чтобы бараки на стройках посещали батюшки? Наверное, они попросту не видят своей паствы в таджиках с узбеками, которые возводят Москву и другие города России в XXI веке. А напрасно. Отчего бы Московской патриархии не вернуться к прозелитизму? Момент уникальный: мечетей гастарбайтеры почти не посещают из страха перед уличной милицией, им даже некому поплакаться в жилетку – пожаловаться на свою тяжкую жизнь.

О чем иной раз толкуют между собой продавщицы на московских рынках? Очень полезно к народу прислушиваться, тем паче что разговоры зачастую ведутся по-русски: смуглые женщины не понимают родных языков друг друга – азербайджанского, узбекского, киргизского и прочих. Хохоча, они обсуждают, через сколько лет (5, 10, 15, 20) в Москве станут редкостью русские фамилии.

Что ж, при нынешнем нашем отношении к гастарбайтерам они-таки нас понемногу и вытеснят, чему мы немало удивимся – post factum, когда гром уже грянет. Не видя шансов ассимилироваться, приезжие прибиваются друг к дружке, десятилетиями не перемешиваясь со славянским населением; так неразмешанный сахар оседает на дне стакана. Это – ненормально.

Вводя расистские квоты, мы своими же руками загоняем мигрантов в подполье, которое нередко контролируется организованной преступностью. Неужто не понятно, что квоты не способны регулировать количество мигрантов? Люди ориентируются не на квоты, а на рыночный спрос на свою рабочую силу! Квоты порождают у вынужденных нелегалов лишь глухую ненависть ко всему русскому.

И не надо здесь ставить в пример США, которые разыгрывают вид на жительство («зеленую карту») в позорную лотерею по всему миру. (Вместе с тем я чужд антиамериканизма, который во всем мире зиждется на зависти к материальному благополучию и личной свободе американцев, могуществу их сверхдержавы. Помните, как при Хрущеве зависть подняли на уровень национальной идеи? Тогда на советских станках выбивали аббревиатуру ДИП – «Догнать и перегнать Америку». Нам бы еще поучиться американскому упорству в отстаивании собственных интересов по всей планете.)

В отличие от американцев, у нас речь идет о соотечественниках. Независимо от генов, мы веками жили в едином Отечестве, которое по ошибке рассыпалось. Пришла пора ошибку исправить. Для этого нужно не отгораживаться от соотечественников, а поглощать их при помощи русской культуры.

Более того, наличие российского паспорта само по себе играет роль «втягивающего реле», приобщая экс-мигранта к реалиям нашей политической жизни. Разве плохо, что он станет участвовать в выборах местного самоуправления, органов государственной власти? Тоже вид окультуривания, «укоренения» в Россию!

Естественно, культурно-политическое сближение приведет к ускоренной метисации восточных славян с людьми тюркского и персидского (таджикского) происхождения. Да, это скажется на антропологическом типе: потомки наши станут несколько смуглее, кареглазее, раскосее, скуластее. Но в отсутствие африканского и арабского этнических элементов мы по-прежнему останемся «не просто европеоидами, а эталонными "белыми людьми"».

«Территория выше национальности». Кому как не властелинам великих пространств реализовывать эту формулу на деле? Только так сложится новая великоросская народность – параллель древневосточным славянам на новом витке исторической спирали. Хватит жевать жвачку, подсчитывая, кто более русский по крови, а кто чаще ходит в церковь и строже постится! Об абсолютной же вере во Всевышнего и речи сегодня нет, те же евреи поняли это давным-давно.

Вы назовете это космополитизмом? Ничего подобного: космополит как раз-таки вообще не привязан к пространству, для него что Хартленд, что Римленд, что Океания – все едино. У нас же совсем другая тема, о ней Маяковский писал еще в 1926-м: «И сердце, и тощий бумажник свой откроем во имя жизни без наций – грядущей жизни без нищих и войн!».

В отличие от космополитов, мы настолько вросли в территорию корнями, что перепутались ими неразрывно. Известная вам уймонка Кучуганова рассказала, что поговорку «человек человеком богат» староверы переняли у монголоидов-алтайцев (сами они называют себя алтай-кижи), с которыми едва ли не 300 лет находятся в тесном кровном родстве.

Кстати, знаете ли вы, как на белорусских языках называется русский язык? Да-да, здесь не оговорка, белорусских языков два: официальный для государственных СМИ и документов, а еще националистический, максимально дистанцирующийся от русского (не Минск, а Менск, и т.д.). И если «по-официальному» говорят «руская мова», то «по-националистически» – «расейская мова». Так подчеркивается, что кровь «маскалей» испорчена неславянскими элементами: дескать, белорусы – чистые славяне, а русских никаких и в природе нету – только некие «расейцы». Если сие не есть фашизм, подберите другое определение, читатель!

...Как выше показано, тесная привязка к пространству немыслима без генеалогической компетентности. Выстраивается цепочка: «территория» – «человек» – «гражданское общество». Если наши соотечественники, где бы они ни жили, поймут это и хотя бы отчасти восстановят свою историческую память, то обретут надежную опору. А вместе с нею – качественно иную жизнь. Счастливую.

В будущем нас ждет куда меньше невзгод, чем в прошлом. Дело в том, что предшествующую русскую историю я бы назвал эпохой пяти расколов.

Первый раскол – XIII век. На протяжении 30 лет монголы уводили ежегодно по 10% нашего населения, породив феномен степной вольницы. Так отпало одно русское колено, которое впоследствии отчасти «вернулось» в ходе разгрома стрельцов и казачества.

Второй раскол – XIV век. Великое княжество Литовское «увело» западный край подконтрольного Золотой Орде пространства. Проживавшая на нем огромная часть русского народа спустя столетия оформилась в виде украинского и белорусского колен, которые затем лишь фрагментарно, благодаря смешанным бракам, вновь слились с великороссами.

Третий раскол – XVII–XVIII века. Никоновское самомнение ни с того ни с сего разделило великороссов на новообрядцев и старообрядцев. Эта рана медленно затягивается после того, как в 1800 году обе стороны сделали по шагу навстречу друг другу: часть «стариковских» образовала единоверческое согласие.

Четвертый раскол – начало XX века. Разрушенный церковной реформой иммунитет страны (казачество) не смог воспрепятствовать расколу «по идеологии». Из страха перед большевизмом украинское и белорусское колена частично опять отделились, примкнув к Польше.

Пятый раскол – конец XX века. Прорвавшись наружу, страсть к свободе развела народы по союзным республикам, чем ловко воспользовались алчные элиты: коммунистические предводители «слева» да националисты «справа».

Стоп! Шестому расколу не бывать – дальше делиться уже некуда.

Время собирать камни. Собирать народ.