ГЛАВА 22. ЛЕНИН И КУЗИНЫ
(из книги Виктора Бирюкова)

По-гречески «генеалогия» – «родословная». Во-первых, так называют вспомогательную историческую дисциплину, изучающую родословие, т.е. историю и родственные связи родов и семей. Во-вторых, генеалогия есть собственно родословие, история рода, родословная запись и составление такой записи. 

В.С. Бирюков впервые в Стемасах. Встреча была теплой

Берясь в 2007 году за свою собственную генеалогию, я прежде всего хотел вглядеться вглубь веков, докопаться до «первопредков», чтобы лучше понять этногенез русского народа. Однако уже в 2008-м неожиданным итогом этих «раскопок» стало обнаружение большой ветви наших современников – моих родственников по линии старинного крестьянского рода Кузиных. 
Удивительное дело, но проживают представители этой ветви не где-нибудь в эмиграции, и не перебрались они когда-то на советские «севера» или «юга», и не переехали дружно в столичные города. Нет, они по сей день находятся там же, где в начале XX века поселились наши прадеды Устин Платонович и Владимир Платонович Кузины: в райцентре Алатыре и селе Стемасы Алатырского района Чувашии соответственно.

Так стемассцы спасаются от жары: переходят обмелевшую Суру вброд и резвятся на этом песчаном островке

Как 18 июля 2010 года познакомились «Устиновичи» с «Владимировичами», я уже рассказал и даже показал на фотографиях в главе 21. А вот как «Устиновичи» и «Владимировичи» умудрились потерять друг друга из виду?

Между Алатырем и Стемасами всего-навсего каких-нибудь пять километров. Жители Стемас, в т.ч. «Владимировичи», возят свою сельскохозяйственную продукцию на базар Алатыря, и алатырцы, в т.ч. «Устиновичи», эту продукцию покупают. И наоборот, часть алатырских «Устиновичей» держат пасеки, и стемасские «Владимировичи» традиционно приобретают у них мед. Более того, некоторые «Владимировичи» давным-давно переселились из Стемас в Алатырь, чье население не превышает 42 тыс., но и там они «не наткнулись» на «Устиновичей».

Стемасский водопровод - слава богу, вода в колодцах еще осталась!

Имеется, правда, объективное объяснение такой «забывчивости». Как у «Устиновичей», так и у «Владимировичей» на протяжении многих десятилетий рождались преимущественно девочки. Выходя замуж, они обычно меняли фамилии, а их собственных детей Кузиными уже никто и не считал: у нас ведь принято строить родословные по мужским линиям.

Открою тайну: самая-пресамая первая встреча «Владимировичей» и «Устиновичей» состоялась два года назад в... Москве. Тогда совершенно случайно выяснилось, что я, «Устинович», вижу перед собой «Владимировну» - собственную четвероюродную сестру. Иными словами, мне, правнуку Устина Платоновича Кузина, нужно было приехать в Белокаменную, чтобы познакомиться с правнучкой Владимира Платоновича Кузина. Воистину Москва – магический город для русских; не зря о ней столько восторженных песен сложено, не зря ей столько признаний в любви сделано!

Вскоре после знакомства «Владимировичей» и «Устиновичей» за длинным-предлинным столом под раскидистой яблоней на берегу Суры (глава 21) выяснилось, что генеалогические штудии привели Кузиных не только к восстановлению родственных связей, но и к еще одному поразительному результату. Мы внесли новый штрих в биографию Владимира Ильича Ленина – ни больше ни меньше!

С вождем позирует правнучка В.П. Кузина

Казалось бы, жизнь вождя мирового пролетариата изучена вдоль и поперек, там не осталось белых пятен. Тем не менее, 29 июля 2010 года Елена Алексеевна Кузина (одна из правнучек Владимира Платоновича Кузина) прислала мне через форму обратной связи письмо, в котором рассказала, что ее прадед купил в Стемасах дом у местного помещика Барсукова (тогда село числилось в Алатырской волости Алатырского уезда Симбирской губернии). 
И поступил работником на принадлежавшую Барсукову мельницу. А спустя несколько лет произошла Октябрьская революция, и вся страна заговорила о Ленине. Тогда-то и выяснилось, что сын Барсукова учился вместе с В.И. Ульяновым (будущим Лениным) и, как пишет Елена Алексеевна, «однажды по дороге в Симбирск Ленин заезжал в гости к однокашнику в село Стемасы». 
Вероятно, речь идет о 1887–89 годах, когда Володя Ульянов учился в Казанском университете и находился в ссылке в деревне Кокушкино Казанской губернии. Насколько известно, прежде ни один биограф Ленина не упоминал ни посещения им Стемас, ни его дружбы с неким Барсуковым. Насколько известно, выдающийся революционер вообще не бывал ни на территории Чувашии, ни даже на территории Мордовии, в состав которой первоначально намеревались включить Алатырский район.

Память о стемасских Барсуковых хранят и другие «Владимировичи», называя их «Барсуками». На помещичьей мельнице Владимир Платонович Кузин трудился, по-видимому, с 1913 года, когда, собственно, и перебрался в Стемасы из родной деревни Чамзинки (ныне в Атяшевском районе Мордовии), проделав вместе со своим 72-летним отцом Платоном недолгий путь в 50 километров.

Подстанция на месте старого кладбища. Здесь в 1927 году похоронили Платона Евфимова Кузина - отца Владимира и Устина. Владимир был похоронен тут же, но точного местонахождения могил не знает никто

В 1925 году произошла трагедия: Владимир Платонович попал в мельничные жернова и погиб. У него осталось 10 детей, и старый ленинский приятель, как сообщает Елена Кузина, «помогал его детям – не очень много, но все-таки, подарки к рождеству, валенки всем маленьким».
В купленном у Барсукова доме жили не только дети, но внуки и правнуки Владимира Платоновича. Однако в конце концов его потомки переехали в Алатырь и Чебоксары, а дом продали. 
По случайному совпадению улица, на которой и сегодня стоит «кузинский» дом, носит имя Ленина. 
Возвышается посреди села и памятник основателю советского государства.
Недаром говорят, что все случайное – закономерно.

Родовое гнездо «Владимировичей» - дом, купленный В.П. Кузиным у стемасского помещика Барсукова. На переднем плане - праправнук В.П. Кузина