ГЛАВА 24. РОД КУЗИНЫХ СОБРАЛСЯ В СВОЕМ ГНЕЗДЕ
(из книги Виктора Бирюкова)
В трех предыдущих главах рассказывалось о 1-й встрече двух ветвей нашего старинного крестьянского рода Кузиных – потомков Устина Платоновича («Устиновичей») и Владимира Платоновича («Владимировичей»). Дело было в Алатырском районе Чувашии, где почти 40 человек расселись за столом под раскидистой яблоней на крутом берегу Суры (село Стемасы). О той – теперь уже исторической! – встрече в воскресенье 18 июля 2010 года имеются и две записи в «Живом журнале»:
– «Засуха с оптимизмом»;
– «Ленин ездил по улице... Ленина».
А на историческом портале ХРОНОС об «Устиновичах» с «Владимировичами» опубликована статья «Еще один штрих к лениниане».
Представьте себе, какое волнение испытали родные люди, многие из которых увидели друг друга впервые в жизни! Но понемногу волнение улеглось, и «Устиновичи» с «Владимировичами» даже дружно поплавали в чистой, прохладной и быстрой сурской воде.
Расставаясь в разгар знойного лета-2010, мы наметили, что через год побываем в нашем родовом гнезде – деревне Чамзинке, что сейчас в Атяшевском районе Мордовии. Именно там в семье мельника Платона (1841–1927) родились наши предки Устин (1879–1956) и Владимир (188?–1925).
Кстати! Убедительная просьба не путать родовое кузинское гнездо с одноименным мордовским райцентром Чамзинка. Разница между ними не только в истории и географии, но и в произношении. У деревни Чамзинки ударение на 2-й слог, а у райцентра – на 1-й.
И вот в субботу 25 июня 2011 года многочисленные «Устиновичи» и «Владимировичи» собрались в Атяшево, откуда родом автор этих строк. На автобусах и автомобилях родственники съехались из Саранска, Атяшево, Ахматово, Алатыря, Стемас, Чебоксар, Москвы...
Набралось около 70 взрослых и детей – целое столпотворение. Добрый час мы знакомились да изучали вывешенное в беседке генеалогическое древо от Устина и Владимира до наших дней: каждому хотелось отыскать себя на этом огромном бумажном поле!
Наконец Кузины загрузились в автотранспорт, вытянулись в походную колонну и направились в Чамзинку, расположенную в 12 км от Атяшево, куда вскоре и въехали по центральной улице – естественно, имени Ленина. В деревне оказалось лишь восемь обитаемых домов, то время как до коллективизации их было аж 270.
Кузиных сегодняшние жители Чамзинки не припомнили, да оно и немудрено. Еще в 1913 году 72-летний Платон Евфимов (сын Ефима) распродал все свое добро, поделил выручку между сыновьями и покинул малую родину. Старший Устин Платонович купил дом на Комиссариатской улице в Алатыре, а младший сын Владимир Платонович вместе с отцом осели неподалеку в Стемасах (5 км от Алатыря) – на будущей улице Ленина.
|
Из Чамзинки изрядно растянутый кузинский кортеж взял курс на развалины Троицкого храма – старейшей каменной церкви Мордовии, возведенной к 1695 году при участии выписанных из Италии мастеров (подробности). Именно там крестились, венчались и отпевались многие поколения наших предков.
Дело в том, что в самой Чамзинке церковь открылась лишь в 1879-м – по прихоти судьбы аккурат в том году, когда появился на свет Устин Платонович (подробности). Прежде жители ходили или ездили в расположенный по соседству Троицкий храм. И еще одно немаловажное совпадение: именно в селе Троицком родилась Евгения Петровна Николаева, которой суждено было выйти за Устина Платоновича Кузина (подробности).
Большевики превратили Троицкую церковь в зернохранилище, а в 1937-м и вовсе решили стереть с лица земли, но не вполне преуспели. Как ни странно, добить храм на Буграх попробовали совсем недавно.
«Попытка местных жителей добыть "халявный" кирпич привела к тому, что в начале 1990-х уникальный, выложенный в полкирпича свод с верхними окошками и четырьмя башенками, укрепленный кованой арматурой, был обрушен мощной техникой, – поведал корреспондент газеты "Комсомольская правда – Саранск" Николай Ивашкин. – Кирпич крошился, но раствор не поддавался. Затею бросили, творение итальянских архитекторов разрушили».
|
|
Теперь «работу» вандалов доделывают мороз и солнце, осадки и ветры. С каждым годом в уцелевших стенах храма прибавляется трещин, и все больше лежит на земле оторвавшихся краснокирпичных спаек. Даже шумные праправнуки Устина и Владимира примолкли 25 июня 2011 года от этого зрелища. Но жизнь продолжается, или как там у Хемингуэя, – «И солнце восходит по-прежнему».
«Устиновичи» и «Владимировичи» расселись по машинам и отправились обедать. Совместная трапеза состоялась на открытом воздухе близ поселка Атяшево – за длиннющим столом на 70 персон. Произнеся приличествующие случаю тосты и подкрепившись, все погрузились в генеалогические головоломки: кто кому и кем приходится? Разумеется, не обошлось без игр, песен и танцев под баян, на котором первоклассно «зажигал» Владимир Николаевич Кузин, родившийся в Стемасах и проживающий в Чебоксарах.
Следующую, 3-ю, встречу рода запланировали провести летом 2012 года – в Алатыре. Полагаю, народу соберется еще больше, ведь нынче в Атяшево прибыли далеко не все. У кого-то были срочные дела, кто-то оказался на работе, кто-то – в дальней командировке. А кому-то помешала просто неожиданность приглашения: надо же, сколько родни-то вдруг объявилось!
К примеру, на 1-й нашей встрече отсутствовали многие чебоксарские «Владимировичи». В этот раз одна из них – очаровательная Елена Кузина – призналась, что приглашение встретиться на сурском берегу 18 июля 2010-го оказалось «как снег на голову».
А один из «Устиновичей», Дмитрий Любавин, приехал 25 июня 2011 года в Атяшево после немалых колебаний, о чем написал сюда, на сайт: «Некоторое время раздумывал ехать или нет, но любопытство взяло верх, ведь со многими я и вовсе незнаком. Так почему же не познакомиться? Скажу откровенно: об этом я не пожалел, встреча для меня была плодотворной и поучительной».
Вот и ломай теперь голову: где бы это нам в Алатыре накрыть стол сразу на 100 и более родных? Впрочем, разведку в Алатырь несколько «Устиновичей» и «Владимировичей» уже совершили – сразу же, на другой день, 26 июня 2011-го. Правда, интерес наш лежал в другой плоскости, но об этом см. главу 25.
|