УРОК 3. ОБОРУДОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Из мастер-классов Виктора Бирюкова студентам-аграриям

Виктор Бирюков. Мастер-классы. Урок 3

Расскажу о поучительном случае из истории «Талины». Однажды мы закупили новейшее оборудование для производства определенного вида колбас. 
Смонтировали на одном из мордовских мясокомбинатов, для наладки пригласили технолога высочайшей квалификации из Москвы. 
И... ничего у нас не получается. Проходит день, другой, неделя, а «правильной» колбасы как не было, так и нет. 
Уже десять дней живет у нас «суперспец» из Москвы – и ничего не выходит!
Своими вопросами я его извел: 
– Сергей Павлович, так в чем же дело? Хоть какие-то предположения имеются у вас?
– Ума не приложу, Виктор Степанович. Просто мистика какая-то...
И вот в очередной раз отправляемся мы в цех. Смотрю – что-то Сергей Павлович сосредоточено ищет. Ищет-ищет и вдруг находит среди рабочих журналов какую-то тетрадку. 
Заглянул в нее столичный технолог и нахмурился. А пролистав, стал чернее тучи. Повернулся к начальнику термического отделения: 
– Сережа, что это за тетрадь?
– А я тут записываю, Сергей Павлович, по каким параметрам работают термокамеры. 
С этими словами начальник термического отделения протянул руку к своей тетрадке. Но интеллигентнейший наш Сергей Павлович высоко поднял тетрадку над головой: 
– Сережа! Кто тебе говорил так делать, устанавливать такие параметры? В журналах пишем одно, а процесс тайком ведем по-своему? 
Тут нужно пояснить, что в термокамерах варятся колбасы. 
– Сергей Павлович, ну вы же человек из Москвы, – словно неразумному ребенку, принялся втолковывать ему Сережа. – Я-то лучше знаю, как наши камеры работают. Мы всегда там небольшие поправки делали, и всегда получали результат!
Мне показалось, что ослышался. 
– Результат? – переспросил я. – Да нет же никакого результата, фантазер ты этакий! Разве ты не видел, что все измучились за эти дни из-за твоего поразительного самоуправства?
Естественно, что как только мы с Сергеем Павловичем «взяли управление на себя», все стало получаться – колбаса пошла такая, что пальчики оближешь.
Вывод: люди – самое уязвимое место в любом технологическом процессе. Разумеется, без людей вообще не будет никакого процесса, но человеческий фактор играет решающую роль. Современная техника работает, подчиняясь указаниям специально разработанных программ. Своеволие исключено: заведомо известно, что по одной программе данный станок будет совершать такие-то действия, а по другой программе – такие-то действия. 
Зато человек может сам начать принимать решения, которые совершенно не предусмотрены поставленной перед ним задачей. Почему? Да потому что человек, в отличие от животных или роботов, наделен творческими способностями – стремлением экспериментировать, «прогибать» под себя окружающий мир. 
Порой эти способности пересиливают и производственную дисциплину, и технологический регламент, и даже здравый смысл: а ну-ка, попробую вот так! Недаром же существует целая наука об учете психических особенностей человека на рабочем месте – инженерная психология. Характерно, что по-английски ее прямо так и называют human factors – «человеческие факторы». 
Чем меньше людей занято у вас в процессе, тем ниже вероятность негативного проявления человеческого фактора. Иными словами, чем выше производительность труда, тем надежнее процесс и стабильнее качество продукции. А как поднять производительность труда? Производительностью оборудования: чем она выше, тем меньше вам потребуется людей. 
Отсюда вытекает большой секрет: если вы приобретаете оборудование, то по своим техническим параметрам оно должно быть не вчерашним и не сегодняшним, а – завтрашним. Такой подход необходимо сделать частью корпоративной философии. Ведь именно завтра продукция, произведенная на этом оборудовании, выйдет на рынок и должна будет выдерживать конкуренцию. 
Мне нередко приходилось слышать от коллег, в частности, из Германии:
– Зачем вам такое дорогое оборудование, если можно купить раза в два дешевле? 
– Нам нужно не дешевле, – твержу я в ответ. – Нам нужно то, что даст преимущества в будущем.
Вот почему мы покупаем технологическое оборудование и сельскохозяйственную технику самых последних разработок и самых надежных брендов. Однако здесь круг замыкается: для эксплуатации и обслуживания лучших в мире машин требуется первоклассный человеческий капитал. 
О том, как его создавать, речь – впереди.